О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать


























группа "Отряд имени Валерия Чкалова"

год создания - 1984

Москва

         История этого проекта долгое время была окутана пеленой нелепой таинственности. Упоминаний о нем нет ни в одной рок-энциклопедии. После успеха кинофильма "Асса" (реж.Сергей Соловьев) их хит "ВВС" стал популярным и о проекте заговорили, хотя к тому времени он перестал существовать.
         Проект "Отряд имени Валерия Чкалова" (ОВЧ) представлял собой дуэт, состоявший из поэта, художника и автора песен Александра Синицына и музыканта-электронщика Михаила Михайлюка. Сам А.Синицын считал себя поэтом, а песни сочинял, чтобы "до конца выяснить, в какую канву эти стихи можно уложить". Он много общался с музыкантами группы "Центр", исполняя в их кругу свои песни под аккомпанемент гитары. Во время одного из таких вечеров и произошло знакомство с М.Михайлюком, который в то время снимал комнату в квартире клавишника группы Алексея Локтева.
         М.Михайлюк приехал в г.Москву из Ставрополья и уже успел переиграть во многих коллективах - от ленинградского цирка и группы "Арсенала", до коллективов В.Сюткина и Ю.Лозы. Он был опытным аранжировщиком и мультиинструменталистом. В столице основным источником его дохода являлась перепродажа электронных инструментов. М.Михайлюк был одним из первых московских электронщиков, которые, приобретая новые модели синтезаторов, сутками копались в них - в погоне за необычными тембрами и звуками. В сочиняемой музыке он тяготел к космическим сюжетам. И еще в конце 70-х планировал сольные выступления в роли "человека-оркестра", обставленного батареей клавишных инструментов.
         Увидев, как лихо М.Михайлюк выводит на синтезаторах свои мрачноватые космические пассажи, А.Синицын загорелся идеей перенести собственные песни из акустической среды в этот опутанный проводами храм электроники. Участники заключили договор, по которому - за аранжировки, игру на клавишах и звукорежиссуру А.Синицын платил М.Михайлюку одну тысячу рублей.
         Работа началась осенью 1983 года - на новой квартире, снимаемой М.Михайлюком у бас-гитариста группы "Скоморохи" Юрия Иванова. Процесс осуществлялся следующим образом - А.Синицын играл на гитаре акустический вариант композиции, М.Михайлюк придумывал к ней сразу несколько аранжировок. Все они тщательно фиксировались на магнитофон. Для каждой песни существовала отдельная кассета, на которой хранилось несколько вариантов звучания. А.Синицын прослушивал записи десятки раз и только потом выбирал окончательную версию.
         На двухкассетном магнитофоне "Sharp 555" и советском катушечном магнитофоне дотошный М.Михайлюк нашел единственно возможное положение ручек, которое позволяло осуществлять запись наложением. Так записывался вокал А.Синицына и его партии на гитаре. М.Михайлюк программировал ритм-бокс и играл на бас-гитаре, баяне и в основном на массе клавишных: немецком клавинете, органе "Vermona", двухоктавном "Лель 22" и детском японском синтезаторе "Yamaha CS-01", на котором имитировались завывания пурги. Для того времени это было неплохо.
         Иногда случалось, что у А.Синицына не было четкого представления о том, как должна выглядеть мелодия. В подобных ситуациях он подробно и скрупулезно объяснял М.Михайлюку настроение композиции. Так было во время записи песни "ВВС". "Представь себе, что ты находишься в "сфере особого внимания", - говорил он. - Пролетаешь над деревнями, над домами. Внизу - очень-очень низко - мелькают огоньки..." На тревожно-военизированную электронику А.Синицын наложил звуки эфира, а затем попросил М.Михайлюка набить на одном из синтезаторов морзянку. "А.Синицын принес книжку Даниила Хармса, полистал ее и выбрал место о том, как А.Пушкин, увидев Н.Гоголя, начинает бросаться в него камнями, - рассказывает М.Михайлюк. - И я отсигналил этот текст азбукой Морзе".
         На нескольких композициях А.Синицын решил применить текстовый монтаж. "Технологию любви", "С песней по жизни" и "Как сообщила сегодня газета" он выстроил на основе газетных подзаголовков, которые начитывались в микрофон будничным голосом - на фоне футуристических электронных подкладок: "Как сообщила сегодня газета / Крылатые ракеты угрожают Европе... / Неплохо поработали наши ребята... / В борьбу за разрядку включились домохозяйки...". В то время подобные приемы выглядели достаточно революционно. В разработке этого направления А.Синицын пошел еще дальше, доводя идею до полного абсурда.
        Запись длилась шесть месяцев и завершилась лишь летом 1984 года. Всего в "ВВС" вошло 20 композиций. Альбом содержал огромное количество стилизаций - здесь есть и джазовые находки, и ретрообращения, и эротичная экзотика, и даже утонченный флирт с некрофильскими мотивами. На запись отдельных композиций А.Синицын специально приглашал арфистку и виолончелистку из института имени Гнесиных, а на многих подпевках звучит голос Елены Снурниковой - вокалистки оперного хора Большого театра. Без сомнения, это была "музыка для богатых". "Большинство произведений на "ВВС" были интересны тем, что записывались в совершенно в разных манерах, с необычными аранжировками и ритмическими построениями, - говорит М.Михайлюк. - Практически из каждой песни можно было сделать отдельный альбом".
         К сожалению, концовка записи оказалась смазанной нешуточным конфликтом, разыгравшимся между А.Синицыным и переутомленным каждодневной работой М.Михайлюком. Как уже упоминалось, практически все композиции записывались в разных вариантах по многу раз. Часто А.Синицын морально добивал М.Михайлюка, когда после записи десятка дублей внезапно приходил к выводу, что первый или второй вариант песни был самым удачным. "Я очень уставал от бесконечных исправлений и уже был не рад, что ввязался в этот проект, - вспоминает М.Михайлюк. - Нагрузка была колоссальная. Мы часто работали с утра до глубокой ночи, а мне приходилось выполнять функции не только аранжировщика и клавишника, но также звукоинженера и звукооператора". М.Михайлюк просил А.Синицына сделать передышку перед решающим броском, но тот был неумолим. Размолвка закончилась крупной ссорой. М.Михайлюк "ушел в себя", заперся в квартире и перестал отвечать на телефонные звонки. В свою очередь А.Синицын устроил у его дома засаду, "окопавшись" в компании со знакомыми подполковниками. Конфронтация завершилась тем, что А.Синицын выплатил М.Михайлюку только половину обещанной суммы и завершающий монтаж альбома осуществлял самостоятельно.
         В 1988 году А.Синицын вместе с М.Михайлюком записал специально для кинофильма "Асса" более доходчивый вариант композиции "ВВС" - был изменен текст морзянки. Что же касается судьбы самого альбома, то его оригинал уже давно пылится в архивах пластиночной компании "BSA Records". Вот такая судьба единственного существующего в природе альбома дуэта "Отряд имени Валерия Чкалова".

По материалам книги А.Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока".



ВВС
Возвращение к звездам

Грязные руки

Мальчики, мальчики

Технология любви
Ты не царица

Фиона













Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) · © Хостинг: Contabo

· 010317