Москва
"Самая неизвестная из всех известных групп" образовалась в декабре 1969 года по инициативе "дедушки русского рока"
Ярослава Кеслера и Вячеслава Малежика. Первоначальный состав группы выглядел так:
Вячеслав Малежик - ударные, гитара, вокал,
Ярослав Кеслер - бас-гитара,
Валерий Хабазин - лидер-гитара,
Юрий Чепыжев - клавишные,
Александр Жестырев - ударные.
Группа активно участвовала в студенческой жизни — в частности, записали музыку к короткометражному игровому фильму команды КВН Московского института инженеров транспорта и играли на танцевальных вечерах. В этом составе "Мозаика" просуществовала до 1972. Вскоре В.Хабазин ушел на профессиональную сцену, в ВИА "Самоцветы".
Вместе с группами "Скоморохи", "Красные Дьяволята" и "Тролли", группа "Мозаика" образовала клуб "Мелодия и ритм" при МГК ВЛКСМ. В 1972 году они записали несколько своих номеров для Всесоюзного радио (которые были вынесены на суд слушателей, как альбом “Полезные ископаемые” ). В 1973 году группа выехала в Болгарию, однако ужесточение контроля за самодеятельной сценой и необходимость зарабатывать деньги, привели к тому, что в начале 1973 года "Мозаика" пережила свой первый кризис - В.Малежик и Ю.Чепыжев ушли работать в филармонию. Но Я.Кеслер и А.Жестырев тут же реанимировали группу, в новый состав которой был приглашен гитарист Михаил Калашников. Другие вакансии заняли клавишник Ованес Мелик-Пашаев и певец Владимир Бахмутов. К сожалению, этот состав оказался нестабилен и распался, не просуществовав и года.
В 1974 году в группу вернулся разочарованный в профессиональной сцене Юрий Чепыжев, тогда же в группе появился гитарист и певец Валерий Шмoргунов. Я.Кеслер решил воплотить в жизнь свою давнюю идею, поставить русскоязычную версию рок-оперы Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос-суперзвезда".
В середине 70-х годов группа, подобно многим своим современникам, переболела гигантоманией, выражавшейся в увлечении большими составами, крупными формами и арт-роковой помпезностью. В 1975 году они реализовали свой, пожалуй, самый честолюбивый проект, рок-сюиту Я.Кеслера "Мирослава" (музыка и большая часть текста принадлежали Я.Кеслеру, с использованием стихов Родиона Плаксина и Семена Кирсанова). Для постановки была привлечена мощная секция духовых, однако проблемы со звуком и невозможность найти подходящую по параметрам сцену существенно ограничили внимание к этому проекту. Состоялось только 8 показов рок-сюиты. Некоторые песни из "Мирославы" позже трансформировались в отдельные композиции.
1977 году группа "Мозаика" показывает песенный спектакль "Чем черт не шутит", - именно оттуда популярные в дальнейшем песни "Дарвинизм", "Пару поддай!", "Собачья жизнь". В 1979 году на студенческом балу во Дворце съездов была показана 25-минутная сюита, в основу которой положена музыка с пластинки группы "Битлз&" - "Оркестр клуба Одиноких сердец сержанта Пеппера". В том же году группа исполнила и новую редакцию рок-оперы "Иисус Христос-суперзвезда", которую, как и сюиту, вскоре запретили. Пережив ряд изменений в составе, группа фактически распалась к началу следующего десятилетия
Тем не менее, когда в 1980 году олимпийская идеологическая оттепель позволила многим столичным музыкантам легализовать свое творчество, Я.Кеслер, А.Жестырев и В.Шморгунов, к которым примкнули Юрий Малистов - вокал и Валерий Ажажа - клавишные, вновь реанимировали группу "Мозаика". Они участвовали в культурной программе Олимпиады в 1980 году, в 1982 году записали свой первый магнитофонный альбом "Маскарад" и - вместе с питерской группой "Россияне" и свердловской "Урфин Джюс" - с успехом выступили на фестивале "Опус-82" в г.Вильнюсе.
В 1985 году группа принимает участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
В 1987 году группа "Мозаика" принимает участие в съемках музыкального фильма "Витражных дел мастер", исполняя песню на стихи А.Вознесенского "Осень в Сигулде".
Из-за консервативности вкусов и неброского имиджа, группа "Мозаика" не принадлежит к числу лидеров отечественного рока. Архаичность своей музыки авторы объясняют осторожным подходом к новшествам и длительным их осмысливанием. Тем не менее похвальная тщательность в выборе музыкального материала в сочетании с большей смелостью, без сомнения, вывела бы группу на более высокую орбиту.
В 2015 году музыканты собираются вновь и записывают старые песни на новый лад. Жизнь продолжается...
Историю группы поведал Ярослав Кеслер
|
Дискография
|
Видео
|
Фотогалерея
|