Намцы - Хомустах (Якутская АССР)
В 1982 году в селе Кэнтик Верхневилюйского улуса глава местного наслега Михаил Тумусов создал рок-группу, которая получила одноимённое с селом название - "Кэнтик". В состав группы тогда вошли:
Александр Ильин - клавишные, саксофон, гитара;
Михаил Тумусов - клавишные;
Александр Иванов - ударные;
Юрий Васильев - гитара, вокал.
В этот период были созданы такие композиции, как "Оsо санам оонньуута" ("Улыбка детства моего"), "Дьоро киэhэ" ("Весёлый вечер"), "Илиигин уунаар" ("Протяни руку") и "Хаhан эрэ" ("Когда-нибудь"), вошедшии в основной концертный репертуар и изданные впоследствии в нескольких альбомах группы.
После почти двухлетнего перерыва в творчестве, в 1986 году музыканты группы "Кэнтик" собираются в улусе Намцы. Состав группы меняется, в неё приходят два брата Ильина: Намолий Ильин - бас-гитара и Григорий Ильин - гитара, вокал. Группу большинством голосов переименовали в "Чолбон", что в переводе с якутского означает "Утренняя звезда". Музыкальный коллектив под новым названием и с новым составом записывает в период с 1986 по 1987 год альбом "Ый анныгар санаа" ("Мечтания под Луной"), в который вошли 20 песен. Коллектив начинает снова давать концерты.
В конце 1980-х к группе "Чолбон" присоединяются вокалист Никифор Семёнов и актриса и певица Степанида Борисова, если участие в группе последней было эпизодическим, то Никифор Семёнов продолжил выступать в группе и стал одним из её лидеров.
На раннем этапе творчества группы формируется своеобразный музыкальный стиль, в котором отразились влияния различных направлений от якутской народной музыки до прогрессивного рока. В записи и на концертах участники группы используют как традиционные для рок-музыки инструменты, так и народные - хомус и бубен.
В 1987 году группа становится лауреатом фестиваля "Мирный поёт о мире". Тогда же музыку группы "Чолбон" услышали участники группы "Звуки Му", приехавшие на гастроли в Якутию. Один из музыкантов "Звуков Му" А. Д. Липницкий становится одним из главных пропагандистов творчества якутской группы. Фактически, во многом благодаря его усилиям и музыкального критика А. К. Троицкого группа "Чолбон" стала выступать на музыкальных фестивалях за пределами Якутии и активно продолжила творческую деятельность. В частности, музыканты группы "Чолбон" записали два альбома в домашней студии А. Д. Липницкого "Студио My". В 1987 году группа выступила также на ежегодном конкурсе популярной песни "Якутск" и на концерте в сельскохозяйственном институте, который стал одним из первых рок-концертов в городе Якутске.
С 1989 года "Чолбон" начинает активно выступать на фестивалях, первой в республике поп-рок панораме "Туймаада-89", в Новосибирске "Некст стоп рок-н-ролл", Барнауле "Рок-периферия", Ленинграде, концерт в рамках акции "Гринпис", Москве, и приобретает всесоюзную известность. В частности, концертное выступление группы на московском фестивале андеграунда "СыРок 2" в декабре 1989 года транслировалось по центральному телевидению. В 1990 году "Чолбон" выступил в Барнауле на музыкальном фестивале "Рок-Азия" и был признан на нём "супер-группой". В том же году группа "Чолбон" приняла участие в фестивале, организованном Программой "А", выйдя на сцену после группы "Машина Времени".
В 1990 году группа становиться лучшей авангардной рок-группой СССР. Кроме того, в 1990 году группа "Чолбон" записала материал для двух альбомов в студии группы "Звуки Му" совместно с А. Марчуком и А. Д. Липницким при поддержке А.Троицкого. В первый альбом "Видения", вошли небольшие по длительности песни, почти весь второй альбом "Пробуждение" заняла одна продолжительная композиция. Летом 1990 года группа "Чолбон" выступил на первом фестивале якутской рок-музыки "Табык". А в 1991 году вместе с ещё тремя якутскими рок-группами ("Ай-Тал", "Чороон" и "Сэргэ") сыграли в г.Москве на концертах, прошедших под общим названием "Дни современной музыки народов Саха". В январе 1991 года Алексей Учитель снимает вторую часть фильма "Рок". Съёмки проводились, в частности, во время концерта в Молодёжном театре. Помимо "АукцЫона" и других рок-групп в концерте приняла участие и группа "Чолбон". Позднее было смонтировано видео, в котором сценическое исполнение композиции "Пробуждение" чередуется с кадрами заснеженной зимней природы.
В 1992 году группа записывает альбом "Проклятый камень". Этот альбом включил композиции, записанные группой в разные годы. Из аннотация А. Троицкого: "Как и весь якутский рок, "Чолбон" - явление неожиданное и уникальное. Далекие от людных поветрий Лондона и Ленинграда, но близкие по духу своей национальной культуре и мифологии, музыканты группы "Чолбон" создали своеобразный стиль, который с полным правом можно назвать "якутским роком". Стиль этот неоднороден: в нем чувствуется и влияние "прогрессивного" рока, и отголоски наивных поп-шлягеров, и свежесть народных плясовых мелодий, и гипнотический ритм шаманских ритуалов. Вместе с тем, творчество группы - явление абсолютно цельное и очень серьезное. Для музыкантов это не способ заработка и не метод карьеры в шоу-бизнесе, а реальный путь постижения действительности и выражения жизненной философии. Говоря иными словами - это настоящая духовная музыка. Пожалуй, по-настоящему испытать на себе магию группы "Чолбон" можно только на "живом" концерте, однако и эта запись позволит вам приоткрыть дверь в чистый и завораживающий мир якутского рока."
В первой половине 1990-х годов "Чолбон" продолжает активную гастрольную деятельность. В 1994 году музыканты выступают с концертами в Италии и Франции, в 1995 - в Гонконге и Финляндии. И по возвращению в Россию неожиданно для всех прекращает концертную деятельность.
В 1999 году группа снова возвращается на сцену, но это уже другая история. Жизнь продолжается...
|
Дискография
|
Видео
|
Фотогалерея
|