О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать




























группа "Стук бамбука в XI часов"

год создания - 1988

Ижевск
         Все началось с фразы - "Голуби - это грязные попугаи". Музыкальный коллектив "Стук бамбука в XI часов" был образован в 1988 году тремя участниками Дмитрием Носковым, Василием Агафоновым и Костей Багаевым, коллекционировавшими разного рода шумы и звуки. Им казалось, что кроме искусства в мире не существует ничего интересного. Под влиянием произведений Хулио Кортасара, Франца Кафки, Кобо Абэ сочинялись рассказы, стихи, рисовались картины. Никто из них не умел играть ни на одном из музыкальных инструментов. Самым опытным из участников проекта выглядел Дима Носков, поскольку со времен стройотряда неуверенно владел тремя блатными аккордами. Необходимости в остальных аккордах не было - их заменяла игра на не настроенных инструментах и "экспериментальное звукоизвлечение", которое, по воспоминаниям участников, "было более интересным занятием, чем сочинение и запись песен".
         Работавший университетским фотографом Костя Багаев, купив в рассрочку синтезатор "Поливокс", направил общую творческую энергию в область звуковых ландшафтов. На репортерский магнитофон Д.Носков записывал звуки улицы. Перенося рев осла из городского парка культуры в ткань электронного полотна, он находил в нем крики жар-птицы. В.Агафонов, наибольший радикал и максималист, вскоре получил почетный титул "мастер подводной музыки". Его конек заключался в умении мастерски обыграть дальний план, создавая своими фоновыми звуками необходимое настроение. В одной из ранних инструментальных композиций В.Агафонов засовывал в полость подфуззованной электрогитары карандаш и с его помощью извлекал оттуда замогильные скрипы. Носков насиловал древнюю виолончель и бас. Багаев, окруженный "Поливоксом", ударным синтезатором "Роктон" и гитарным синтезатором "Лидер-2", создавал эскизы будущих мелодий. Так родилась инструментальная композиция "Береговая осень", навевающая образ печального человека, бесцельно бродящего вдоль берега моря.
         Спустя полгода в недрах проекта созрела потребность записать первую композицию. "У нас появилось желание сделать нечто, совсем ни на что не похожее", - вспоминает Агафонов. В связи с этим в творческих кругах Ижевска негласно был объявлен поиск вокалистки, знавшей (хотя бы в рамках школьной программы) французский язык. Петь на русском музыканты побаивались, хотя сам текст композиции "Лошадь моей жизни", написанный К.Багаевым, откровенно интриговал:
"Лошадь моей жизни
Однажды вышла на берег
Вышла на берег из моря
Она жила там давно
Еще до моего рождения
Глубоко под водой ..."
         Вокалистка Таня Ерохина всплыла неожиданно - в буквальном смысле прямо из бассейна. Тогда казалось, что у нее мало общего с этими оторванными от жизни мечтателями. Бывшая манекенщица с огромными серыми глазами, мастер спорта по пулевой стрельбе, академическое образование в музыкальной школе и специальность "экономист". Тем не менее она сразу попала в струю. "Моим первым впечатлением от ребят было удивление от обилия идей и степени свободы в выборе их воплощения, - вспоминает Татьяна. - Когда я начала петь, они сразу же заставили меня забыть обо всем, чему я училась в музшколе. Я пыталась петь оформленным звуком, но мне сказали: "Пой, как будто мурлычешь колыбельную. Без напряжений голоса, легко и свободно". Подстрочно переведенный на французский язык текст "Лошади" был воплощен эротическим шепотом - на фоне медитативной электронной психоделии, диссонансных звуков гитары и нарочито упрощенного баса. Снятый в университетском подвале черно-белый видеоклип "Лошади" занял первое место во всесоюзном конкурсе "Программы А" в 1990году. После этого ребята окончательно поверили в собственные силы. Одна за другой стали создаваться невеселые медитативные композиции "Белый черт ландыш", "Лоскуток", "Слабый тигр". Тексты писали К.Багаев и Д.Носков - писали весьма оригинальным образом. "Я включал инструментальную часть мелодии, записанную несколько раз подряд на часовую пленку, - вспоминает К.Багаев. - Музыка диктовала тему. Затем я брал огромный англо-русский словарь и из нескольких вариантов перевода память выхватывала отдельные слова, которые затем превращались в фразы".
         После рождения подобных опусов начиналась кропотливая работа с вокальными интонациями и произношением каждого слова. Текст изрисовывался графиками темпоритма: паузы, крещендо, пиано. На создание каждой композиции уходило не менее месяца, что, похоже, никого сильно не волновало. Процесс был для них важнее, чем результат.
         Неожидано Д.Носков объявляет о своем уходе из коллектива. К тому моменту была готова половина композиций и ребята мобилизовали все силы, чтобы доделать альбом. Запись протекала в течение всего 1991 года на квартире у К.Багаева. На начальном этапе в ней приняли участие еще два человека: Андрей Бейбеков - гитара и Дима Лекомцев - бас-гитара. В остальных композициях звуковой рисунок осуществляло трио Багаев-Агафонов-Носков по каким-то своим, подчиненным ощущениям, законам. "Гармоничного звучания мы добивались внутренним чутьем, - вспоминает В.Агафонов. - Играть по правилам мы так и не научились, да и особого желания не было. Мы слушали много хорошей музыки и понимали, что "играть как все" недостаточно. Для общей гармонии и завершенности нужно играть очень хорошо. Считая это безнадежным занятием, мы продолжали играть очень плохо". В подобной ситуации нередко выручали технические фокусы и мастерски подобранные шумы. Записанная на 19-ой скорости пленка крутилась в обратную сторону в два раза медленнее. Раскаты грома брали с театральных пластинок, "человеческие" вздохи извлекали из баяна с дырявыми мехами. Записывали звуки во время прогулок по Луна-парку и плач ребенка во дворе. В двух песнях фрагментарно использовалось разбитое пианино производства 1885 года, стоявшее дома у К.Багаева. Игра щетками на пионерском барабане органично вписывалась в общую картину. Не подозревая о существовании сэмплера, они создали его ручной аналог, пропуская сигнал через три последовательно подключенных друг к другу магнитофона.
         Однако ближе к концу записи кризис начался внутри самой группы. Инструментальную композицию "Хрупко двух" К.Багаев и В.Агафонов записывали фактически вдвоем. Финальную композицию "Снежный мед" Т.Ерохина записывала в ожидании рождения ребенка. Песня получилась как колыбельная - с рефреном "смерть - не худший грех" и партией клавиш, впервые наложенных в профессиональной студии. После записи Татьяна покинула проект.
         Снятая на цветную кинопленку видеоверсия "Снежного меда" заняла спустя год первое место в конкурсе видеоклипов программы "Экзотика". Но группы в тот момент уже не существовало.
         Финское телевидение покупает кинотворчество группы "Стук бамбука в XI часов" и готовит часовой фильм "Russian industrial music" для YLE TV с их участием.


Дискография

Видео



LLa Cheval de Ma Vie

Белый черт ландыш
Береговая осень

Канавелла

Лоскуток

Покойный

Слабый тигр
Снежный мед

Хрупко двух










© VladimirVol
2009

Рейтинг@Mail.ru