О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать


























группа "Кока"

год создания - 1983


Группа "Мужской танец"

Новосибирск

         "Кока" - это творческий псевдоним новосибирского звукооператора Николая Павловича Каткова. Работая в Доме культуры авиазавода им.Чкалова, он с 1983 года по 1987 год втихаря экспериментировал с многоканальной аппаратурой, накладывая свой вокал на инструментальные фонограммы западных исполнителей - с обязательным применением звуковых петель, магнитофонных колец и искусственных шумов. "Я никогда не считал себя музыкантом, - вспоминает Николай Павлович. - Но меня всегда интересовала "конкретная музыка", поиск новых звуков и новых шумов. Долгое время мною двигало желание записываться наложением, не привлекая в студию дополнительных музыкантов".
         Можно ли назвать "Кока" группой. В прямом смысле, как музыкальный коллектив, наверно нет, но как группа друзей участвовавших в записи - да.
         Первой жертвой неуемной фантазии Н.Каткова оказалась попавшаяся ему под руку альбом группы "Kraftwerk". На одну из флегматичных мелодий немецких электронщиков жизнерадостный он наложил уморительно смешной текст про дебила, исполняемый им в духе традиционных китайских песнопений. Свою подрывную поп-деятельность продолжил тем, что, найдя в пыльном подвале Дома культуры узкую металлическую трубку, установил на одном из ее концов микрофон, а во второй конец принялся наговаривать куплеты про летающий в небе шизоид. Получая в наушниках отраженный сигнал, под пинк-флойдовскую мелодию "Brain Damage", неторопливые аккорды акустической гитары фиксировал на магнитофон прозрачную психоделику.
         В 1984 году в распоряжении Николая Павловича оказался убогий советский ритм-бокс и он усилил свой электронный потенциал несложными ритмами, смикшированных, в частности, с синтезаторными мелодиями из фильма "Кабаре", фрагментами пластинки "Метаморфозы" Юрия Богданова и Эдуарда Артемьева, а также инструментальными вставками из "Dark Side Of The Moon". Но наиболее эффектным и продуктивным шагом стала его концептуальная интервенция в джазовую плоскость. Низкий баритон Николая Павловича сливался в единое целое с потрескивающими пластинками новоорлеанских диксилендов и вполне респектабельных джаз-бэндов вроде Лестера Янга или Каунта Бейси. Он блестяще имитировал специфическую манеру пения черных блюзменов и даже мог создавать иллюзию прослушивания старого патефона в одном из пивных баров Среднего Запада... Представьте еще исполнение алкогольных куплетов про умственно отсталых гегемонов труда и районных депутатов - голосом Марка Бернеса в сопровождении оркестра Утесова. В лирике Николая Павловича и его друзей - новосибирских музыкантов, звукорежиссеров и магнитописателей присутствовали как минимум четыре основные темы. Во-первых, нетрезвые монологи извечного аутсайдера, который в редкие минуты просыхания и просветления демонстрирует вполне зрелые наблюдения: "Пусть лилипуты мы, а где тут Гулливеры? /А нету их - попрятались в кусты". Второй темой песен были пародийные стихотворения, исполняемые им под звуки ретромелодий: "Блондины не любят брюнетов, брюнеты не любят блондинов/Твой идеал - Нахапетов, мой идеал - Киндинов.../Ты плюс я - конечно же, минус/Мы - полюса земли/Тебе очень нравится Шишкин/Мне - Сальвадор Дали". И все это - в ритме фокстрота. Третий вид опусов представляли психоделические изыскания - причем не только песни ("Паранойя", "Шизоид", "Председатель Мао"), но и фрагменты радиопостановок (посвященный аварии в Чернобыле "Четвертый энергоблок") и даже "народные" сказки. Помимо легких эстрадных жанров в репертуар Николая Павловича входили социальные песни, насыщенные гротесковым сатирическим отображением действительности. Часть из них была посвящена войне в Афганистане ("Давай, Егор!", "Иерусалим", "Убийство брата"), другая представляла открытую критику социалистического образа жизни.
         Более плодотворные результаты и новый виток в творчестве дало сотрудничество с Дмитрием Селивановым, который играл на трубе (в песне "Районный депутат"), на скрипке (в неопубликованной композиции "На красном утесе"), накладывал вокал на мелодию из фильма "Кабаре" ("Дается план") и пел несколько блюзов на превосходном английском языке. Гитарист групп "Калинов моста", "Гражданская оборона" и "Промышленна архитектура" пытался взять "ортодоксальное мышление среднего советского человека, все эти идеи заплесневелые и довести до степени абсурда - играть совершенно страшную, монотонную музыку".
         Звукорежиссерские опыты Николая Павловича и сессии, записанные им вместе с Д.Селивановым, носили неупорядоченный характер. Каждая из песен хранилась на отдельной пленке в рабочем сейфе - рядом с так называемой "подрывной литературой". Друзьям эти опусы переписывались в хаотическом порядке, и число комбинаций их расположения на пленках учету не поддавалось. Полная неразбериха с аудиоархивом наступила после того, как в конце 1986 года он, будучи предупрежденным о надвигающемся обыске, в спешке попрятал оригиналы всех треков по квартирам друзей.
         Великолепный импровизатор, любимец многих рок-музыкантов, он крайне негативно относился к идее целенаправленного распространения своих песен. Но природа оказалась сильнее разума. Со временем его записи стали жить своей жизнью, словно птенцы, вылетевшие из родного гнезда. В народных редакциях сессии, сделанные в студии Н.Каткова, самопроизвольно складывались в единое целое, как единица творчества Николая Каткова и его друзей. В конце 80-х годов, поддавшись настойчивым уговорам друзей, Николай Павлович дал несколько живых выступлений в рамках импровизационного проекта "Повидло", название которого лишний раз подчеркивало джемовый характер подобных акций. Как правило, на концертах он исполнял блюзы ("Паранойя") и рок-н-роллы ("Старый панк") - делал он это заводно и озарно, превращая традиционные стили в голимый панк-рок.
         В середине девяностых Николай Павлович планировал записать серию концептуальных альбомов под общим названием "Кокафония". Он хотел составить эти работы из циклических зарисовок: "Тишина", "Рождение звука", "Развитие" и т. д. К сожалению, реализовать эти замыслы ему так и не удалось - он был и остается человеком настолько же талантливым, насколько и непрактичным. Он не вписался в капиталистическую эпоху, и его занятия музыкой отошли на второй план. Со временем он стал работать штатным звукорежиссером в филармонии, в одном из местных театров, где-то еще...
         Но в 1996 году он поведал журналистам одну любопытную деталь из своего боевого прошлого. Примерно в 1988 году, столкнувшись с незапланированной популярностью собственных песен, он все-таки решился объединить их в двойной альбом. С помощью пульта "Yamaha" Николай Павлович перемикшировал всю антологию и выпустил ее в виде сборника. Тогда же он придумал дизайн обложки - на расчерченном в виде таблицы титульном листе в хронологическом порядке располагались исторические эпохи: палеозой, мезазой и т.д. Современную эпоху - впрочем, как и всю подборку песен, он назвал новым научным термином "Шизазой".

По материалам статьи А.Кушнера "Шизазой (Наша эра)", 2002г.


Дискография


Lonely

Veritas in vino

Даётся план

Зазвенел будильник

Краснел одинокий шматок

Разбитая жизнь

Старик









Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) · © Хостинг: Contabo

· 290617