О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Написать

Поделиться




























































группа "Группа продленного дня (ГПД)"

год создания - 1986

Дзержинск (Горьковская обл.)

         Однажды Володя Быков встретил Михаила Староверова, который мечтал собрать новую группу. Выяснив творческое кредо друг друга, дали зарок: чужих песен не играть, только свои; на том и сошлись. В группу пригласили Сергея Чигракова отвели ему роль лидер-вокалиста и клавишника.
         Осенью 1986 года безымянная группа нашла пристанище в подвале ДК им.Свердлова, где а трудился концертмейстером. Если гитары и ударная установка были у группы собственные, а синтезатор принадлежал Дворцу культуры, то отсутствие звуковой аппаратуры стало камнем преткновения. Пришлось самим доставать доски, пилить и паять "начинку". В итоге сделали четыре высоченных колонки.
         Парни относились к репетициям серьезно. В подвале они собирались три раза в неделю, чтобы творить там безвылазно с шести до одиннадцати вечера. Если "заигрывались" и опаздывали на последний трамвай или автобус, приходилось топать по ночному городу пешком.
         Парней слегка беспокоило, что у группы нет названия. Но однажды в подвал спустился В.Быков и гордо сказал: "Я придумал!. "Группа продленного дня"!". Возразить было нечего.
         В ноябре 1986 года группа попыталась пройти аттестацию. Для этого наспех отрепетировали несколько советских шлягеров. Но с первой попытки не получилось. Вторая попытка оказалась успешной. Группа сразу же начала подготовку к Первому Дзержинскому рок-фестивалю. Его проводили под игидой горкома комсомола, отсюда и название: "Песня в борьбе за мир". Специально была написана сюита "Так будет". В феврале 1987 года музыканты стали лауреатами и одновременно членами новоиспеченного городского рок-клуба. Кроме того, жюри вручило им грамоту "За лучшую музыку". В июле 1987 года в группу пришел Евгений Баринов. Он сменил ударника.
         Однажды М.Староверов принес на репетицию новую песню - красивую балладу. Тогда подключается В.Быков и вот она уже звучит "тяжело". Именно В.Быков убедил всех двинуться вслед за отечественными флагманами модного стиля, группами - "Арией", "Круизом", "Черным кофе". И уже через месяц группа "ГПД" представила свое "тяжёлое" шоу - "Здравствуйте, Хэви Метал!". И если в первой программе у группы еще были какие-то стилистические отклонения, то дальше музыканте строго следовали имиджу.
         Е.Баринову жена сшыла зауженные брюки из дермантина. И в них неудобно было сидеть за барабанами. Самый крутой, по общему мнению, костюм был у М.Староверова: штаны и жилетка из натуральной кожи. Но сначала он выступал в синих зимних колготках, взятых у жены. На концертах, по словам очевидцев, смотрелся весьма живописно: "Возьмет гитару, ноги расставит, башкой своей кудрявой замотает... Караул! Шоу!". Наряд С.Чигракова был скромней: черно-синие джинсы и бывшая армейская рубашка, "сваренные" на дому кустарным способом. Законы жанра предусматривали эксперименты с гримом. Перед концертом жены набивались в гримерку, и каждая занималась своим мужем - белила, раскрашивала, взбивала "ужасные" начёсы. Правда, в использовании грима был и свой минус: он мешал фэнам опознать своих героев.
         Тогда впервые был исполнен хит "Припять" М.Староверова, главный поэт группы "ГПД", написал по мотивам катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году: "Город спит, как ребёнок невинный/Смерть вздохнула над Украиной". Но для металла нужны были другие тексты. Помочь группе вызвался Юрий Киселев, общий приятель и несостоявшийся барабанщик. Его тексты подходили для "хэви" идеально - звездные войны, ядерный апокалипсис, страшилки с ведьмами. Впервые как автор С.Чиграков попробовал себя на программе "Завтрак в Сан-Растяпино", посвященной родному городу. Тема была близка, понятна, и он сразу написал три песни.
         В августе 1987 года музыканты взялись за новую программу "Последний ангел" - уже четвёртую за полгода. Свидетелем ее успеха стала Ольга Егорова: "Они играли "металл", и у меня в голове это не укладывалось. Сергей стал приходить ко мне в класс, показывать свои песни. Да не может быть, чтоб он взял и сочинил такую обалденную песню! Потом они пригласили на свой концерт. Принимали их бурно. Сергей спрашивает: "Ну что, тебе понравилось?". Говорю: да, очень."
         Настоящим триумфом группы "ГПД" стала первая годовщина Дзержинского рок-клуба, которую решили отметить "отчетным концертом". К тому времени группа отказалась от клавишных, хоть немного смягчавших суровое звучание "хэви". А С.Чигракову пришлось срочно искать гитару. И он заказал самопальный "Fender Stratocaster" у местного мастера. Деньги (400 рублей), он выплачивал в рассрочку. Этих взносов хрупкий семейный бюджет не вынес и гитару пришлось вернуть.
         Со второй лидер-гитарой группа приобрела мощный звук. С этого момента любовь фанатов к группе "ГПД" стала носить оттенок истерии. В полной мере ее силу ощутила на "отчетном концерте" джаз-роковая группа "Визит", которую "металлюги" свистом и выкриками "долой!" прогнали со сцены, дабы поскорее услышать своих кумиров. Когда музыканты обрушили на публику свой двойной "запил", кто-то из фэнов от восторга швырнул с балкона стул. Он угодил прямиком в звукооператора. Тот, в свою очередь, прогулялся этим стулом по хребтам не в меру рьяных зрителей, нечаянно оборвавших несколько проводов. Чтобы унять этот рок-шабаш, потребовался 15-минутный перерыв - в зале вспыхнул свет, появилась милиция. Впрочем, фэны приносили не только проблемы. Два таких горячих поклонника-старшеклассника попросились в группу "ГПД" на роль пиротехников. "Перед концертом они выносили на сцену аптечные пузырьки, набитые таинственной стружкой. Как настоящие фугасы, их приводили в действие при помощи дистанционного пульта, по проводам. Щелкают выключателем, типа комнатного, - рассказывает В.Баринов, - взрыв, искры летят. Баночка цела, а оттуда дым валит!" С другой стороны, музыкантам приходилось передвигаться по сцене, как по минному полю, в противном случае они рисковали получить ожоги.
         К ноябрю 1987 года слава достигла областной столицы, группу "ГПД" пригласили на смотрины в молодой Горьковский рок-клуб. К тому же у дзержинцев имелся собственный сценический свет. Поскольку дела с техникой в рок-клубе обстояли неважно, это был весомый аргумент, чтобы дружно проголосовать за прием группы "ГПД" в клуб. Членство в ГРК не сулило привилегий, скорее, это было чем-то вроде лицензии на право участвовать в концерте. Главный плюс - помочь группе "ГПД" расширить круг знакомств и концертных площадок.
         Вскоре ГРК стал покоиться на трех китах - группе "Хроноп", Алексее Хрынове(Полковнике) и группе "ГПД". Если судьба сводила всех троих на одной площадке, их выпускали на сцену по мере возрастания децибелов - сначала А.Хрынова с гитарой, потом группу "Хроноп", а в конце группу "ГПД". Рок-клуб сразу же стал активно втягивать коллектив в свои акции, и уже в конце ноября группа "ГПД" приняла участие в серии концертов фестиваля "Рок-87". На фестивале они сошлись с молодой командой "ЧайФ".
         Однако С.Чиграков был очень сильно впечатлен выступлением группы "Аукцыоном". В то время группа готовила новую программу "Будь готов!", разоблачавшую сталинский режим. Песня с припевом "Мы - дети застоя, но не хотим покоя" стала первым эксперементом. "Хорошо бы тут в унисон с гитарой пустить детский хор. Как у "Пинк Флойд", - рассказывает В.Баринов. - Чиж загорелся: "Я найду!". В хоровом кружке ДК им.Свердлова были отобраны восемь пацанов и девчонок. На II-й Дзержинский рок-фестиваль юные вокалисты пришли с пионерскими галстуками, в белых рубашках и наглаженных юбочках-штанишках. Под звуки фонограммы они выходили на сцену. На словах "Перед нами все двери открыты" плёнку как будто заедало - "открыты ... открыты ... открыты ...". После этого я барабанил вступление, и в зал летел яростный хеви-метал. И в этот момент на сцену выходили пионеры.- Зал был в обмороке! Итогом стал диплом жюри "За самую цельную программу".
         В апреле 1988 года группа повезла программу "Будь готов!" на горьковский фестиваль "Рок-88". Накануне они узнали, что на одной сцене с ними выступит гость из города Харьков - "Группа продленного дня". Это был жестокий удар: свое название дзержинцы считали оригинальным. Выступление "тёзок" из г.Харькова пришлось на конец концерта. К микрофону вышел худощавый чернявый парень в картузе, латаных джинсах и сапогах. В руке он держал будильник, который вдруг начинал трезвонить:
         Я просыпаюсь каждый день без четверти шесть,
         Я успеваю побриться и иногда поесть.
С первых аккордов зал оказался словно под током. "Я тогда на Сашку смотрел, как кролик на удава, - говорит С.Чиграков. - Процентов восемьдесят тех, кто видел его выступления, со мной согласится: наступает мгновенный ступор." Знакомство двух групп произошло на итоговом концерте фестивале "Рок-88", где музыканты занимали одну гримерку.
         На фестивале в г.Горьком дзержинские "металлурги" так понравились делегатам из других городов Калуга, Киров и Арзамас, что их стали наперебой зазывать в гости. Но большинство устных договоренностей так и остались "протоколом о намерениях". Единственным надежным партнером оказался Ижевский рок-клуб. За выступление на своем фестивале он не предложил никакого гонорара, но твердо пообещал, что оплатит дорожные расходы и проживание в гостинице.
         Когда группа стала выступать на разных площадках у группы появился администратор Олег Попов. Но свою неопытность О.Попов компенсировал бешеным напором и заботой о музыкантах. Поездка в г.Ижевск уже воплощала идеал каждого рокера: играть свою музыку и получать за это, если не деньги, то хотя бы ночлег и харчи.
         Гастроли в г.Ижевске стали для группы "ГПД" важным опытом овладения "чужой" аудиторией. Прием был довольно прохладным. Реванш был взят на гала-концерте, где группа устроила шоу. Не последнюю роль в нем сыграл танец М.Староверова, которого когда он шел по сцене било током. Сложилось впечатление, что он пытается сплясать то ли "Яблочко", то ли лезгинку. Отличился и В.Быков, он прыгал так неистово, что у него сорвалась с ремня гитара, и лопнули по шву "тигровые" штаны. В результате ему пришлось доигрывать концерт повернувшись к залу задницей. Но со сцены музыканты уходили, раздавая автографы налево и направо. К ним тут же подошла знакомиться местная группа "Легион Д".
         Как фаворитов фестиваля группы "ГПД" и "Агата Кристи" на местное ТВ. Домой парни привезли очередную грамоту и стереонаушники - подарок Ижевского рок-клуба. Вдогонку им выслали вырезку из "Комсомольца Удмуртии". Газета назвала "сенсационным" результаты народного хит-парада, где композиция "Припять" вышла на первое место, опередив "Город Золотой", "Я хочу быть с тобой".
         После успеха в Удмуртии группу "ГПД" пригласили в г.Москву, на фестиваль "Рок за экологию". Эта акция имела подзаголовок "рок-периферия" и подразумевала участие команд незаметных на рок-н-ролльной карте СССР. Сотрудник журнала "Юность" Сергей Гурьев и его друг Петр Колупаев взяли на себя миссию показать рок-самородков столице. Прибывших на фестиваль рокеров поселили в доме отдыха в подмосковном городе Болшево. Сам фестиваль был отменен. Все, что удалось отстоять, - концерт на открытой площадке ЦПКиО им.М.Горького. В этом амфитеатре, вмещавшем почти 8 тысяч зрителей, группе "ГПД" удалось сыграть всего пять песен.
         После "Рок-периферии" у музыкантов забрезжила надежда, что в отношении к ним что-то изменится, и меценаты из профсоюзов и комсомола наконец-то выделят средства на приличную аппаратуру. Но главная перемена произошла летом 1988 года в личной жизни С.Чиграков. Они с Ольгой Егоровой стали жить вместе. В те дни он написал песню "Я не хочу здесь больше жить".
         В августе 1988 года в г.Горький приехала группа "Зоопарк". На "разогрев" пригласили группу "ГПД". По сути, для местных музыкантов это был мастер-класс, где продемонстрировали совершенно иной подход и отношение к музыке.
         В сентябре группу "ГПД" пригласили на Горьковское ТВ, где готовилась программа о молодежной музыке. Планировалось, что для "озвучки" телепередачи парни запишут фонограмму 2-3 своих песен. Но те, когда дорвались до настоящей студии, стали лихорадочно фиксировать на пленку "всё, пока не остановят". В итоге за три дня был записан целый магнитоальбом, получивший название "ГПД-100". Передача на ТВ так и не вышла.
         В начале декабря музыкантам удалось выбить у комсомола субсидию в 15 тысяч рублей. Окрыленные, М.Староверов с В.Быковым тут же выехали в г.Ленинград, чтобы закупить новую аппаратуру и инструменты. Но эти планы перечеркнуло землетрясение в Армении: всю сумму перевели в фонд помощи пострадавшим. Парни остались в чужом городе без копейки в кармане. Не помереть с голода и купить обратные билеты удалось только благодаря деньгам, которые Сергей назанимал у своих приятелей-заочников. Буквально через несколько дней С.Чиграков встретил А.Чернецкого - ленинградский кинорежиссер Сергей Овчаров пригласил харьковчан для работы в комедии "Оно".
         По странному совпадению, дзержинская группа "ГПД" тоже доживала считанные дни. Юбилейный, 50-й, концерт, который был сыгран 23 декабря 1988 года, стал последним в истории группы. Серьезные разногласия начались после фестиваля "Рок-периферия", когда "продлёнщиков" встречали в родном городе как национальных героев. Конфликты на личном уровне были усилены творческим кризисом. К концу 1988 года парням надоел не только однообразный "металл", от которого ржавели мозги, но и социальная тематика. Было ощущение, что удача проходит мимо. Кроме того, всех категорически не устраивала нищенская жизнь. К тому времени администрация ДК смекнула, что на "металлическом" буме можно погреть руки и сделала концерты группы "ГПД" платными. Входные билеты стоили копейки, но из этой выручки каждому члену коллектива платили по 4 рубля за выступление. В.Быков считал, что это оскорбительно мал. Потребовалось бы сыграть пару тысяч таких концертов, чтобы он смог купить фирменный "Fender", о котором мечтал. Он объявил бойкот. Когда он пропустил очередную репетицию С.Чиграков позвонил Стасу Буденному (директору группы): "Позвони Быне, поздравь его с Новым годом и скажи, что он у нас больше не работает".
         В январе 1989 года, накануне Рождества, А.Гордеев пригласил С.Чиграков с Ольгой в Звановку, свою родную деревню в Донецкой области. Туда же подтянулись парни из г.Харькова. Резким контрастом с этой рождественской идиллией было здоровье самого А.Чернецкого. Тазобедренный сустав его правой ноги практически перестал разгибаться. Чтобы обуться, он был вынужден лечь на кровать, и кто-то из парней помогал ему зашнуровать башмаки. После Звановки А.Чернецкий пригласил друзей на свой день рождения. По знакомству туда "протолкнули" С.Чигракова. "Он за кулисами ужасно волновался, - вспоминал Сергей Мясоедов, директор городского рок-клуба, - не знал, как встретит его переполненный зал. А когда начал петь, то просто поднял зал на ноги. Он начал с песни "Хочу Чаю", которая является его хитом, и всем сразу стало ясно, что это за уровень." На вокзале, уезжая, музыканты предложили Сергею перебраться в г.Харьков. Вначале обескровленная группа пыталась сохраниться в прежнем штатном составе. Дали объявление в газету о вакансии лидер-гитариста. Вскоре в г.Горьком был найден подходящий кандидат. Но когда пришло время первых совместных репетиций, они узнали, что парень повесился, не оставив даже записки. После мучений с перебросами инструментов было решено оставить бас-гитару, барабаны, а С.Чигракова взял в руки аккордеон. На столь радикальную для рокера идею его натолкнул Федор Чистяков из группы "Ноль". В итоге была подготовлена целая программа в стиле русский рок "Вы хочете метал? Их нет у меня".
         Новую программу группа показала на Кировском рок-фестивале 14 марта. Настоящим хитом стала песня "Хочу чаю". С группой "ГПД" на фестиваль был командирован и Полковник. На обратном пути он предложил землякам "сварганить что-нибудь сообща". Полковник не умел играть на гитаре и не скрывал этого. Чтобы он смог выступать с группой, потребовались репетиции. Три раза в неделю, захватив чехол с гитарой, он после работы мотался на электричках в г.Дзержинск. Творческий союз был назван "Пол-ГПД" (Полковник плюс "ГПД"). Сделали совместно совершенно новую программу. На сцене просто устраивали праздник для себя и слушателей. Полковник замечательный шоумен, этакий здоровенный мужик c бородой по пояс, георгиевский крест на груди. Сергей худенький, маленький, с аккордеоном, барабанщик в папахе с красной полосой, партизан. Принимали группу очень хорошо.
         Но однажды в квартире зазвонил телефон. Сотрудник городского отдела КГБ пригласил С.Чигракова в центральную гостиницу "Дружба". Двое чекистов ждали его в номере "люкс". Но тут группа "Пол-ГПД" получили приглашение на "Рок-турнир" в Харьковский авиационный институт. Чиж прилетел туда прямиком из г.Ленинграда, где получал диплом об окончании института. Дзержинцам выпала честь открыть фестиваль. Принимали очень хорошо. Настала время выступления группы "Разные люди" А.Чернецкий уже играл сидя. Он выходил, опираясь двумя руками на палку. Зал терпеливо ждал. Он вышел, ему поставили стул. Было странное ощущение: сидит живой человек, а ему к ногам, как к памятнику, складывают цветы - целую гору. Именно тогда С.Чиграков принял окончательное решение о переезде в г.Харьков.
         Напоследок группа "Пол-ГПД" выступила на III-м Горьковском рок-фестивале, который проходил 2-4 июня 1989 года в Сормовском парке. Чиж вышел на сцену с аккордеоном, по пояс голый, в шортах из обрезков джинсов. Неожиданно закапал дождь. Мокнувшая на скамейках публика не расходилась. Накануне отъезда С.Чиграков, М.Староверов и В.Баринов записали в студии дзержинского драмтеатра свой прощальный альбом "Виновата система". Так закончилась история "Группы продленного дня".

По материалам книги Андрея Юдина "Рождён чтобы играть"



Дискография


Будь готов!

Вчерашний день

Дети застоя

Жандарм

Заколдованный город (Припять)

Иду, чтобы положить цветы на гроб

Мне не хватает свободы
Мой отец - металл

Помоги провести мне ночь

Я сделаю свою партию





















Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) ·

·140417