О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать


































группа "Отряд имени Валерия Чкалова"

год создания - 1983

Москва

         История этого проекта долгое время была окутана пеленой нелепой таинственности. Упоминаний о нем нет ни в одной рок-энциклопедии. После успеха кинофильма "Асса" (реж.Сергей Соловьев), их нашумевший хит "ВВС" стал неофициальным гимном советских летчиков, хотя сам проект к тому времени существовать перестал. Что же касается альбома "ВВС", записанного "Отрядом имени Валерия Чкалова" в 1984 году, то крайне непросто объяснить, как и почему такая роскошная работа осталась практически незамеченной.
         "Отряд имени Валерия Чкалова" представлял собой дуэт, состоявший из поэта, художника и автора песен Александра Синицына и музыканта-электронщика Михаила Михайлюка. Каждый из них был человеком крайне разносторонних интересов - с широчайшим культурным кругозором и прогрессивными взглядами на музыку и искусство.
         Сам А.Синицын в первую очередь считал себя поэтом, а песни сочинял как бы "в поддержку" ритму, чтобы "до конца выяснить, в какую канву эти стихи можно уложить". Он много общался с музыкантами группы "Центр", часто исполняя в их кругу свои странные и необычные песни под аккомпанемент акустической гитары. Во время одного из таких творческих вечеров и произошло знакомство с музыкантом М.Михайлюком, который в то время снимал комнату в квартире клавишника группы Алексея Локтева.
         М.Михайлюк приехал в г.Москву из Ставрополья и уже успел переиграть в немалом количестве проектов - от ленинградского цирка и группы "Арсенала" и до коллективов поп-артистов В.Сюткина и Ю.Лозы. Он был не только опытным аранжировщиком и мультиинструменталистом, но и интересовался всевозможными эзотерическими науками, радиосвязью, стенографией и т.п. В столице основным источником его дохода являлась перепродажа электронных инструментов. М.Михайлюк был одним из первых московских электронщиков-маньяков, которые, приобретая новые модели синтезаторов, сутками копались в них - в погоне за необычными тембрами и звуками. В сочиняемой музыке он тяготел к космическим сюжетам. Не имея представления о концертной ипостаси Клауса Шульца и Жана-Мишеля Жарре, он еще в конце 70-х планировал сольные выступления в роли "человека-оркестра", обставленного батареей клавишных инструментов.
         Увидев, как лихо М.Михайлюк выводит на синтезаторах свои мрачноватые космические пассажи, А.Синицын загорелся идеей перенести собственные песни "всех времен и народов" из акустической среды в этот опутанный проводами храм электронной консерватории. Пожалуй, впервые в истории отечественного самодеятельного рока альбом планировалось записывать на основе контрактной системы. За аранжировки, игру на клавишах и звукорежиссуру А.Синицын платил М.Михайлюку одну тысячу рублей.
         Работа началась осенью 1983 года - на новой квартире, снимаемой М.Михайлюком у бас-гитариста группы "Скоморохи" Юрия Иванова. Песни готовились к записи следующим образом: - А.Синицын играл на гитаре акустический вариант композиции, предлагая что М.Михайлюк придумает к ней сразу несколько аранжировок. Все аранжировки тщательно фиксировались на магнитофон. Для каждой песни существовала отдельная кассета, на которой хранилось несколько вариантов звучания. А.Синицын прослушивал каждый из треков десятки раз и только потом выбирал окончательную версию.
         ...На двухкассетном магнитофоне "Sharp 555" и советском катушечном магнитафоне дотошный М.Михайлюк нашел единственно возможное положение ручек, которое позволяло осуществлять запись наложением. Как правило, наложением записывался вокал А.Синицына и его партии на акустической гитаре. М.Михайлюк программировал ритм-бокс и играл на бас-гитаре, баяне и в основном на массе клавишных: немецком клавинете, органе "Vermona", двухоктавном "Лель 22" и детском японском синтезаторе "Yamaha CS-01", на котором имитировались завывания пурги. Для того времени это было неплохим техническим сопровождением.
         Иногда случалось, что у А.Синицына не было четкого представления о том, как должна выглядеть мелодическая линия. В подобных ситуациях он подробно и скрупулезно объяснял М.Михайлюку настроение композиции. Так было, к примеру, во время записи песни "ВВС". "Представь себе, что ты находишься в "сфере особого внимания", - говорил он М.Михайлюку. - Пролетаешь над деревнями, над домами. Внизу - очень-очень низко - мелькают огоньки..." На тревожно-военизированную электронику А.Синицын наложил звуки эфира, а затем попросил М.Михайлюка набить на одном из синтезаторов морзянку. "А.Синицын принес книжку Даниила Хармса, полистал ее и выбрал место о том, как А.Пушкин, увидев Н.Гоголя, начинает бросаться в него камнями, - рассказывает М.Михайлюк. - И я отсигналил этот текст азбукой Морзе. А.Синицын почему-то считал, что подобное послание может воздействовать на подсознание".
         На нескольких композициях А.Синицын решил применить текстовый монтаж. "Технологию любви", "С песней по жизни" и "Как сообщила сегодня газета" он выстроил на основе газетных подзаголовков, которые начитывались в микрофон будничным монотонным голосом - на фоне футуристических электронных подкладок: "Как сообщила сегодня газета / Крылатые ракеты угрожают Европе... / Неплохо поработали наши ребята... / В борьбу за разрядку включились домохозяйки...". В то время подобные приемы выглядели достаточно революционно. В разработке этого направления А.Синицын пошел еще дальше, доводя идею до полного абсурда.
         Всего в "ВВС" вошло 20 композиций - объемом на двойной альбом. Кроме "ВВС", на альбоме находилось еще как минимум с полдесятка заслуживающих внимания шедевров. В первую очередь это "Сверхпроводимость" и "Разбитый компас" - в стиле изысканных этнических мелодий, с минималистской электроникой, массой необычных звуков (рында, валдайские колокольчики, шум грома, стук дождевых капель), родниковым женским бэк-вокалом и символистскими текстами типа "серебряные стрелы в фарфоровом зените / разбитый компас указывает путь". После прослушивания подобных опусов весь альбом воспринимался как музыкальные впечатления от путешествий некоего абстрактного инопланетянина по каким-то совершенно диким и живописным уголкам земного шара.
        Запись длилась шесть месяцев и завершилась лишь летом 1984 года. Альбом содержал огромное количество стилизаций - здесь есть и джазовые находки, и ретрообращения, и эротичная экзотика, и даже утонченный флирт с некрофильскими мотивами. На запись отдельных композиций А.Синицын специально приглашал арфистку и виолончелистку из института имени Гнесиных, а примерно в половине вещей на подпевках звучит голос Елены Снурниковой, впоследствии - вокалистки оперного хора Большого театра. Без сомнения, это была "музыка для богатых". "Большинство произведений на "ВВС" были интересны тем, что записывались в совершенно в разных манерах, с необычными аранжировками и ритмическими построениями, - говорит М.Михайлюк. - Практически из каждой песни можно было сделать отдельный альбом".
         К сожалению, концовка записи оказалась смазанной нешуточным конфликтом, разыгравшимся между А.Синицыным и переутомленным каждодневной работой М.Михайлюком. Как уже упоминалось, практически все композиции записывались в разных вариантах по многу раз. Часто А.Синицын морально добивал М.Михайлюка, когда после записи десятка дублей внезапно приходил к выводу, что первый или второй вариант песни был самым удачным. "Я очень уставал от бесконечных исправлений и уже был не рад, что ввязался в этот проект, - вспоминает М.Михайлюк. - Нагрузка была колоссальная. Мы часто работали с утра до глубокой ночи, а мне приходилось выполнять функции не только аранжировщика и клавишника, но также звукоинженера и звукооператора. Моя голова была забита сложными компьютерно-техническими головоломками, как будто я решал в день по двести шахматных задач". М.Михайлюк просил А.Синицына сделать передышку перед решающим броском, но тот был неумолим. Размолвка закончилась крупной ссорой. М.Михайлюк "ушел в себя", заперся в квартире и перестал отвечать на телефонные звонки. В свою очередь А.Синицын устроил у его дома засаду, "окопавшись" в компании со знакомыми подполковниками. Конфронтация завершилась тем, что А.Синицын выплатил М.Михайлюку только половину обещанной суммы и завершающий монтаж альбома осуществлял самостоятельно.
         Позднее в содружестве с Вадимом Кузнецовым и музыкантами первого состава "Арии" Кириллом Покровским и Александром Львовым А.Синицын выпустил еще несколько альбомов под новой вывеской - группа "Союз композиторов". М.Михайлюк стал выступать сам по себе - в частности, на крупном рок-фестивале в г.Вильнюсе. В 1988 году А.Синицын вместе с М.Михайлюком записал (специально для кинофильма "Асса") более доходчивый вариант композиции "ВВС" - например, был изменен текст морзянки. Что же касается судьбы самого альбома, то его оригинал уже давно пылится в архивах пластиночной компании "BSA Records". Вот такая судьба единственного существующего в природе альбома дуэта "Отряд имени Валерия Чкалова".
По книге Александра Кушнера "100 магнитоальбомов советского рока".



Аэлита

ВВС
ВВС (из к/ф "Асса")
Возвращение к звездам

Грязные руки

Девушка из Волгограда

Как сообщила сегодня газета
Королева Марго

Мальчики, мальчики

На волне 18 MHz

Отряд ХУ-17

Разбитый компас

С песней по жизни
Сверхпроводимость

Технология любви 1
Технология любви 2
Ты не царица

Фиона

Холм лесных духов













© VladimirVol
2014

Рейтинг@Mail.ru