О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать




































группа "Н.О.М."

год создания - 1987
руководители -
Андрей Кагадеев,
Сергей Кагадеев

Ленинград - Санкт-Петербург
         Группа "Н.О.М." (Неформальное объединение молодёжи) - советская и российская музыкальная группа. Стиль музыки можно условно назвать "ироничный рок". Состав группы на момент первых полноценных выступлений в 1987 году:
         Андрей Кагадеев - бас-гитара, ксилофон, голос;
         Сергей Кагадеев - вокал, сценическое действо;
         Юрий Салтыков - сценическое действо, перкуссия, голос;
         Дмитрий Тихонов - бас-вокал, фортепиано, синтезатор, аккордеон;
         Сергей Бутузов - гитара;
         Николай Родионов - барабаны, флейта.
Рассказывает Андрей Кагадеев:
         "Мы с С.Бутузовым работали в НИИ "Поиск" и имели общественную нагрузку – выпускали стенгазеты, а также сочиняли поздравительные оды и стихи. Из невостребованного у нас к тому времени был стишок "Насекомые" и великое множество куплетов "Ламца-дрица", сочиненных под влиянием книг Вадима Шефнера. Талантливый одногруппник Д.Тихонов сочинил стихотворение про "Королеву-гадину", а мой младший брат породил текст "Поганый вальс". На новое сборище "неформального объединения молодежи", как мы себя в шутку называли, позвали также нашего однокурсника Сергея Хазалова - для него нашелся барабан с пружинками. Одолжили скрипку, на которой я пиликал в "Поганом вальсе". Таким вот образом на магнитофонной бобине вскоре появились домашние версии упомянутых песенок. Никаких амбиций, кроме чисто сочинительских. Возможно, тем бы всё и закончилось, если бы не инициатива Д.Тихонова – подать заявку на участие в Первом телевизионном конкурсе. Заявку приняли, и на небольшой сцене зимнего сада ЛДМ мы впервые исполнили наши пять опусов для – отборочной комиссии. Как ни странно, мы прошли во второй тур – концерты в большом зале ЛДМ, которые шли несколько дней и освещались Ленинградским ТВ. Зрители встретили наше выступление более чем благосклонно. По итогам голосования мы прошли в финал – заключительный концерт лауреатов проходил в БКЗ "Октябрьский", транслировавшийся на весь СССР в прямом эфире. Среди лауреатов были Татьяна Буланова, автор "Крысолова" Аркадий Кваша и группа из г.Уфы "ДДТ". Под видом "Песенки о наших недостатках" нам надлежало исполнить куплеты "Ламца-дрица". Организаторы потребовали убрать куплет про "полковника на плацу" и переписать финал – "совесть потерял народ...". Утвержденный вариант звучал так: "Вот настали времена – обновляется страна, будем драться до конца! Ламца-дрица-гоп-ца-ца".
         Итогом конкурса стало дурацкое название "Неформальное объединение молодежи", которым нас окрестили организаторы на афише, (кстати, меня потом вызывали на беседу с куратором КГБ), а также предложение от Молодежного Центра Калининского района принять участие в его работе. Они же нам предоставляли репетиционное помещение с барабанной установкой, усилителями и гитарами в ДК им.Свердлова. Так родилась группа НОМ. Теперь, будучи работниками МЦ, мы должны были заполнить всяческие бланки и формы с творческими планами и сроками. Так у нас официально появился план – закончить создание альбома, записать его и дать отчетный концерт. Название альбому придумал С.Бутузов – "Брутто". Тогда же был сформулирован и основной творческий метод – "драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических". Теперь мы собирались на репетиции после работы, чуть ли не каждый день. По сути, мы начали учиться играть вместе. Из новых произведений тогда в работе были песни "У карытцу машек", "Червивый гений", "Эй, дяденька!" и "Северное сияние". Попытались опять записываться на стереомагнитофон. Запись отослали Александру Житинскому на конкурс журнала "Аврора". В стране крепчал ветер перемен. В ДК им.Свердлова прошла большая выставка набирающих популярность "Митьков" с блеющим Гребенщиковым впридачу, а вскоре и мы дали свой отчетный концерт. Затем новая метла в лице администрации ДК попросила группу покинуть помещение, но нас было уже не остановить. Мы нашли новую репетиционную базу в рабочем общежитии на Гражданке. Собирались регулярно, традиционно по вечерам. Постепенно развивалась мифология коллектива и канцелярия – всем работникам МКНОМ были назначены псевдонимы и должности. В состав был введен еще один одноклассник и собутыльник – Юрий Салтыков, ставшим "ответственным за ТБ и ГО".
         Мы подали заявку на прослушивание в Ленинградский Рок-клуб. Были приняты с оговоркой – улучшить качество исполнения. Чем мы, в основном и занимались. Помимо музыкальной составляющей, стали уделять внимание сценическому движению, декорациям и костюмам. Подходили к концу обязательные три года работы в НИИ по распределению. Мы с С.Бутузовым приняли решение уволиться по собственному желанию. По совету Дмитрия Озерского ("Аукцыон") мы положили свои трудовые книжки в Василеостровский молодежный центр, уже как творческие работники. Д.Тихонов также написал заявление об уходе в ГОИ, вкупе с отказом от членства в ВЛКСМ.
         В 1988 году мы участвовали в программе 6-го Фестиваля ЛРК, что проходил в помещении Зимнего Стадиона. По итогам выступления группу "Н.О.М." пригласили с гастролями в города СССР – Рига, Калининград, Пермь, Воронеж, Ивано-Франковск, Архангельск и т.д. До экономического краха еще оставалось немного времени, цены оставались пока советскими, что особенно важно для транспортных расходов – перемещаться по стране было дешево. Не то что нынче. Золотое время Ленинградского рок-клуба еще продолжалось – зрители валом шли на концерты любых рок-групп из г.Ленинграда на всем пространстве страны. Мы иногда давали по два концерта в день при аншлагах в огромных залах.
         Тем не менее, Н.Родионов не захотел кардинально менять свою жизнь. Так наметился раскол. К тому же, из г.Львова начал подавать активные знаки внимания наш бывший военмеховский однокурсник и собутыльник Володя Постниченко. Прослышав об успехах группы "Н.О.М.", перспективах членства в ЛРК и легкой жизни, Володя готов был уволиться и переехать в г.Ленинград хоть сейчас. Он стал вторым барабанщиком и перкуссионистом в группе. В репертуаре группы появились новые песни – "Одлопез" (моя дань Корнею Чуковскому) и "Карлик" С.Бутузова. Так были сочинены все песни программы "Брутто".
         Однажды у меня дома раздался звонок – на связи был сам Алексей Рахов из группы "АВИА". Он предложил нам выступить перед группой "АВИА" на концерте в большом зале ЛДМ! Кумиры обратили на нас внимание. В качестве гонорара были предложены несколько смен в студии звукозаписи ЛДМ, и мы наконец-то нормально записали две песни – "Карлик" и "Насекомые". Вскоре сняли первый видеоклип.
         В начале лета 1989 года группа НОМ уверенно отыграла на 7 Фестивале Рок-клуба в ЛМДСТ, после чего руководство ЛРК предложило группе оплатить запись дебютного альбома в студии. Так, летом 1989 года, окончательно родился первый студийный альбом - "Брутто". Впоследствии альбом был издан фирмой "Мелодия". Эскиз конверта С.Кагадеева. Но кончательный вариант кавер-дизайна создал Д.Тихонов – географическую карту Страны рок-музыка.
         В 1991 году прошел самый масштабный и последний фестиваль Рок-клуба в ДС "Юбилейный". Развалился и СССР. Кончилась эпоха бесплатных домов культуры, дешевых билетов, началась безработица и дикий капитализм. Мода на "Красную волну" за границей тоже закончилась. В помещении ВОМЦ, где длительное время группа "Н.О.М." репетировала появились молодые панки - там открылся клуб "Там-Там". Мы были людьми с высшим образованием и другими интересами, нежели у алконаркоподростков, поэтому добрососедства не получилось. Пришлось переехать в ДК им.В.И.Ленина, по предложению группы "АВИА", и там, с ними на паях, уже за деньги арендовать комнату для репетиций. Студия звукозаписи в ЛДМ стараниями ее хозяина с говорящей фамилией Дрызлов к тому времени была куда-то продана. Но мы продолжали по инерции ходить на репетиции и сочинять. Обстановка в группе после первых зарубежных гастролей тоже изменилась. Исчезли иллюзии насчет коллективного единства и легкости заработко. Из-за неприязненных отношений в группе появились три драм-машинки, с ними было легче и интересней работать, чем с барабанщиком. Тем временем Николай Гусев объявил о роспуске группы "АВИА", сам же взамен занялся организацией клубных концертов и студийной звукозаписью - речь идет о клубе и студии "Инди", базировавшихся в том же ДК им.В.И.Ленина возле станции метро Пролетарская. Так что первые треки грядущего альбома записывались уже на восьмиканальной портостудии "Fostex". Запись шла эпизодически. А.Рахова сразу пригласили в группу "Н.О.М." играть на гитаре и саксофоне. На уже записанные и сведенные треки "7 процентов" и "Мушища" он сочинил и наложил гитарные партии, чем доказал свою полную состоятельность в коллективе. В следующих длительных французских гастролях мы выступали уже с гитаристом и саксофонистом. Мы поставили оперу "Цыган и микросхемы". Это произведение вообще не вызвало никакого интереса ни у кого. Для записи я взял у Кирилла Миллера сэмплер, чтобы наполнить произведение звуками настоящего симфонического оркестра, партию флейты исполнил Евгений Жданов.
         Так закончилось славное время группы "Н.О.М." в своем первоначальном замысле. А.Рахов вскоре уйдет возрождать группу "АВИА". Мастер альбома "Сенька-Мосгаз" на DAT-кассете пролежит какое-то время не востребованным - эпоха винила закончилась, и все освобождали склады от устаревшей и никому не нужной громоздкой продукции. Ближе к 1994 году компания "Мороз рекордс" пригласила Артемия Троицкого возглавить отделение "General records", тут и настало время "Сеньки". Мы подписали контракт и вскоре во время европейского Робур-тура в 1994 году получили свои первые авторские компакт-диски с завода "SONY" в г.Зальцбурге. Весной - летом 1994 года начались концерты в поддержку нового альбома.
         1995 год ознаменовался масштабными европейскими гастролями группы и началом работы над новым альбомом "Во имя разума". Увидел свет релиз "Ultracompact", в который вошли избранные композиции группы с 1989 по 1992 год. Параллельно был выпущен первый полноценный видеоальманах группы "Н.О.М." - "Хозяева СССР, или обезьянье рыло". В данный сборник вошли видеофрагменты разного качества и содержания, отснятые в период с 1989 по 1994 год. Клип на композицию "Укрблюз" получил главный приз в номинации "низкобюджетное видео" на фестивале MIDEM в г.Каннах.
         Первого июня 1996 года вышел новый альбом - "Во имя разума". Диск стал невероятно популярным. Незадолго до выхода альбома новым гитаристом группы стал Виталий Лапин. В декабре 1996 года произошло ещё одно знаменательное событие в жизни группы "Н.О.М." - фирма "SoLyd records" выпустила переиздание первых трёх альбомов группы на компакт-дисках и аудиокассетах. Также состоялась премьера релиза "Live is game". В тот же период звучание группы стало заметно тяжелее, во многом - из-за отсутствия клавишных инструментов. Начались распри внутри коллектива, разным было и видение музыки - если Сергей Кагадеев склонялся к более тяжёлому звучанию с элементами электроники, то Андрей Кагадеев стремился воссоздать раннее звучание группы. Через полгода после юбилейного концерта группы "Н.О.М. - 10 лет", который прошёл под куполом цирка на Фонтанке и при участии Романа Трахтенберга в качестве конферансье, Валерия Кефта и приехавшего из Франции Д.Тихонов, коллектив распался на две части.
         В дальнейшем всё сложилось хорошо. Группа по прежнему стала называться "Н.О.М.", продолжая выпускать альбомы, фильмы, книги... Жизнь продолжается... Кроме одной печальной ноты. Основатель и солист группы "Н.О.М.", актер и музыкант Сергей Кагадеев умер 9 сентября 2014 года в г.Санкт-Петербурге.




Дедушкин табак

Карлик

Настоящие мужчины

Песня неженатого парня

Ты ушла

Училка заболела

Фиолетовые гномы

Хватит!












Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) ·

·110221