О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать




















































группа "Н.О.М."

год создания - 1987
руководители -
Андрей Кагадеев,
Сергей Кагадеев

Ленинград - Санкт-Петербург
         Группа "Н.О.М." (Неформальное объединение молодёжи) - советская и российская музыкальная группа. Стиль музыки можно условно назвать "ироничный рок". Состав группы на момент первых полноценных выступлений в 1987 году:
         Андрей Кагадеев - бас-гитара, ксилофон, голос;
         Сергей Кагадеев - вокал, сценическое действо;
         Юрий Салтыков - сценическое действо, перкуссия, голос;
         Дмитрий Тихонов - бас-вокал, фортепиано, синтезатор, аккордеон;
         Сергей Бутузов - гитара;
         Николай Родионов - барабаны, флейта.
Рассказывает Андрей Кагадеев:
         "Мы с С.Бутузовым работали в НИИ "Поиск" и имели общественную нагрузку – выпускали стенгазеты, а также сочиняли поздравительные оды и стихи. Из невостребованного у нас к тому времени был стишок "Насекомые" и великое множество куплетов "Ламца-дрица", сочиненных под влиянием книг Вадима Шефнера. Талантливый одногруппник Д.Тихонов сочинил стихотворение про "Королеву-гадину", а мой младший брат породил текст "Поганый вальс". На новое сборище "неформального объединения молодежи", как мы себя в шутку называли, позвали также нашего однокурсника Сергея Хазалова - для него нашелся барабан с пружинками. Одолжили скрипку, на которой я пиликал в "Поганом вальсе". Таким вот образом на магнитофонной бобине вскоре появились домашние версии упомянутых песенок. Никаких амбиций, кроме чисто сочинительских. Возможно, тем бы всё и закончилось, если бы не инициатива Д.Тихонова – подать заявку на участие в Первом телевизионном конкурсе. Заявку приняли, и на небольшой сцене зимнего сада ЛДМ мы впервые исполнили наши пять опусов для – отборочной комиссии. Как ни странно, мы прошли во второй тур – концерты в большом зале ЛДМ, которые шли несколько дней и освещались Ленинградским ТВ. Зрители встретили наше выступление более чем благосклонно. По итогам голосования мы прошли в финал – заключительный концерт лауреатов проходил в БКЗ "Октябрьский", транслировавшийся на весь СССР в прямом эфире. Среди лауреатов были Татьяна Буланова, автор "Крысолова" Аркадий Кваша и группа из г.Уфы "ДДТ". Под видом "Песенки о наших недостатках" нам надлежало исполнить куплеты "Ламца-дрица". Организаторы потребовали убрать куплет про "полковника на плацу" и переписать финал – "совесть потерял народ...". Утвержденный вариант звучал так: "Вот настали времена – обновляется страна, будем драться до конца! Ламца-дрица-гоп-ца-ца".
         Итогом конкурса стало дурацкое название "Неформальное объединение молодежи", которым нас окрестили организаторы на афише, (кстати, меня потом вызывали на беседу с куратором КГБ), а также предложение от Молодежного Центра Калининского района принять участие в его работе. Они же нам предоставляли репетиционное помещение с барабанной установкой, усилителями и гитарами в ДК им.Свердлова. Так родилась группа НОМ. Теперь, будучи работниками МЦ, мы должны были заполнить всяческие бланки и формы с творческими планами и сроками. Так у нас официально появился план – закончить создание альбома, записать его и дать отчетный концерт. Название альбому придумал С.Бутузов – "Брутто". Тогда же был сформулирован и основной творческий метод – "драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических". Теперь мы собирались на репетиции после работы, чуть ли не каждый день. По сути, мы начали учиться играть вместе. Из новых произведений тогда в работе были песни "У карытцу машек", "Червивый гений", "Эй, дяденька!" и "Северное сияние". Попытались опять записываться на стереомагнитофон. Запись отослали Александру Житинскому на конкурс журнала "Аврора". В стране крепчал ветер перемен. В ДК им.Свердлова прошла большая выставка набирающих популярность "Митьков" с блеющим Гребенщиковым впридачу, а вскоре и мы дали свой отчетный концерт. Затем новая метла в лице администрации ДК попросила группу покинуть помещение, но нас было уже не остановить. Мы нашли новую репетиционную базу в рабочем общежитии на Гражданке. Собирались регулярно, традиционно по вечерам. Постепенно развивалась мифология коллектива и канцелярия – всем работникам МКНОМ были назначены псевдонимы и должности. В состав был введен еще один одноклассник и собутыльник – Юрий Салтыков, ставшим "ответственным за ТБ и ГО".
         Мы подали заявку на прослушивание в Ленинградский Рок-клуб. Были приняты с оговоркой – улучшить качество исполнения. Чем мы, в основном и занимались. Помимо музыкальной составляющей, стали уделять внимание сценическому движению, декорациям и костюмам. Подходили к концу обязательные три года работы в НИИ по распределению. Мы с С.Бутузовым приняли решение уволиться по собственному желанию. По совету Дмитрия Озерского ("Аукцыон") мы положили свои трудовые книжки в Василеостровский молодежный центр, уже как творческие работники. Д.Тихонов также написал заявление об уходе в ГОИ, вкупе с отказом от членства в ВЛКСМ.
         В 1988 году мы участвовали в программе 6-го Фестиваля ЛРК, что проходил в помещении Зимнего Стадиона. По итогам выступления группу "Н.О.М." пригласили с гастролями в города СССР – Рига, Калининград, Пермь, Воронеж, Ивано-Франковск, Архангельск и т.д. До экономического краха еще оставалось немного времени, цены оставались пока советскими, что особенно важно для транспортных расходов – перемещаться по стране было дешево. Не то что нынче. Золотое время Ленинградского рок-клуба еще продолжалось – зрители валом шли на концерты любых рок-групп из г.Ленинграда на всем пространстве страны. Мы иногда давали по два концерта в день при аншлагах в огромных залах.
         Тем не менее, Н.Родионов не захотел кардинально менять свою жизнь. Так наметился раскол. К тому же, из г.Львова начал подавать активные знаки внимания наш бывший военмеховский однокурсник и собутыльник Володя Постниченко. Прослышав об успехах группы "Н.О.М.", перспективах членства в ЛРК и легкой жизни, Володя готов был уволиться и переехать в г.Ленинград хоть сейчас. Он стал вторым барабанщиком и перкуссионистом в группе. В репертуаре группы появились новые песни – "Одлопез" (моя дань Корнею Чуковскому) и "Карлик" С.Бутузова. Так были сочинены все песни программы "Брутто".
         Однажды у меня дома раздался звонок – на связи был сам Алексей Рахов из группы "АВИА". Он предложил нам выступить перед группой "АВИА" на концерте в большом зале ЛДМ! Кумиры обратили на нас внимание. В качестве гонорара были предложены несколько смен в студии звукозаписи ЛДМ, и мы наконец-то нормально записали две песни – "Карлик" и "Насекомые". Вскоре сняли первый видеоклип.
         В начале лета 1989 года группа НОМ уверенно отыграла на 7 Фестивале Рок-клуба в ЛМДСТ, после чего руководство ЛРК предложило группе оплатить запись дебютного альбома в студии. Так, летом 1989 года, окончательно родился первый студийный альбом - "Брутто". Впоследствии альбом был издан фирмой "Мелодия". Эскиз конверта С.Кагадеева. Но кончательный вариант кавер-дизайна создал Д.Тихонов – географическую карту Страны рок-музыка.
         В 1991 году прошел самый масштабный и последний фестиваль Рок-клуба в ДС "Юбилейный". Развалился и СССР. Кончилась эпоха бесплатных домов культуры, дешевых билетов, началась безработица и дикий капитализм. Мода на "Красную волну" за границей тоже закончилась. В помещении ВОМЦ, где длительное время группа "Н.О.М." репетировала появились молодые панки - там открылся клуб "Там-Там". Мы были людьми с высшим образованием и другими интересами, нежели у алконаркоподростков, поэтому добрососедства не получилось. Пришлось переехать в ДК им.В.И.Ленина, по предложению группы "АВИА", и там, с ними на паях, уже за деньги арендовать комнату для репетиций. Студия звукозаписи в ЛДМ стараниями ее хозяина с говорящей фамилией Дрызлов к тому времени была куда-то продана. Но мы продолжали по инерции ходить на репетиции и сочинять. Обстановка в группе после первых зарубежных гастролей тоже изменилась. Исчезли иллюзии насчет коллективного единства и легкости заработко. Из-за неприязненных отношений в группе появились три драм-машинки, с ними было легче и интересней работать, чем с барабанщиком. Тем временем Николай Гусев объявил о роспуске группы "АВИА", сам же взамен занялся организацией клубных концертов и студийной звукозаписью - речь идет о клубе и студии "Инди", базировавшихся в том же ДК им.В.И.Ленина возле станции метро Пролетарская. Так что первые треки грядущего альбома записывались уже на восьмиканальной портостудии "Fostex". Запись шла эпизодически. А.Рахова сразу пригласили в группу "Н.О.М." играть на гитаре и саксофоне. На уже записанные и сведенные треки "7 процентов" и "Мушища" он сочинил и наложил гитарные партии, чем доказал свою полную состоятельность в коллективе. В следующих длительных французских гастролях мы выступали уже с гитаристом и саксофонистом. Мы поставили оперу "Цыган и микросхемы". Это произведение вообще не вызвало никакого интереса ни у кого. Для записи я взял у Кирилла Миллера сэмплер, чтобы наполнить произведение звуками настоящего симфонического оркестра, партию флейты исполнил Евгений Жданов.
         Так закончилось славное время группы "Н.О.М." в своем первоначальном замысле. А.Рахов вскоре уйдет возрождать группу "АВИА". Мастер альбома "Сенька-Мосгаз" на DAT-кассете пролежит какое-то время не востребованным - эпоха винила закончилась, и все освобождали склады от устаревшей и никому не нужной громоздкой продукции. Ближе к 1994 году компания "Мороз рекордс" пригласила Артемия Троицкого возглавить отделение "General records", тут и настало время "Сеньки". Мы подписали контракт и вскоре во время европейского Робур-тура в 1994 году получили свои первые авторские компакт-диски с завода "SONY" в г.Зальцбурге...
         Весной - летом 1994 года начались концерты в поддержку нового альбома, которые прошли с большим успехом. Группа радикально сменила образ: все участники группы (кроме В.Постниченко) побрились наголо, надели меховые шапки и робы. Один из концертов (27 мая 1994 года) был записан и выпущен впоследствии как альбом "Live is game", который вышел в конце 1996 года. В тот же период группу покинул бессменный участник Д.Тихонов, эмигрировавший во Францию. Место клавишника на некоторое время занял джазовый пианист Юрий Соболев, впоследствии уволенный за пьянство.
         1995 год ознаменовался масштабными европейскими гастролями группы и началом работы над новым альбомом "Во имя разума". Увидел свет релиз "Ultracompact", в который вошли избранные композиции группы с 1989 по 1992 год. Параллельно был выпущен первый полноценный видеоальманах группы "Н.О.М." - "Хозяева СССР, или обезьянье рыло". В данный сборник вошли видеофрагменты разного качества и содержания, отснятые в период с 1989 по 1994 год. Клип на композицию "Укрблюз" получил главный приз в номинации "низкобюджетное видео" на фестивале MIDEM в г.Каннах.
         Первого июня 1996 года вышел новый альбом - "Во имя разума". Диск стал невероятно популярным. Незадолго до выхода альбома новым гитаристом группы стал Виталий Лапин. В декабре 1996 года произошло ещё одно знаменательное событие в жизни группы "Н.О.М." - фирма "SoLyd records" выпустила переиздание первых трёх альбомов группы на компакт-дисках и аудиокассетах. Также состоялась премьера релиза "Live is game". В тот же период звучание группы стало заметно тяжелее, во многом - из-за отсутствия клавишных инструментов. Начались распри внутри коллектива, разным было и видение музыки - если Сергей Кагадеев склонялся к более тяжёлому звучанию с элементами электроники, то Андрей Кагадеев стремился воссоздать раннее звучание группы. Через полгода после юбилейного концерта группы "Н.О.М. - 10 лет", который прошёл под куполом цирка на Фонтанке и при участии Романа Трахтенберга в качестве конферансье, Валерия Кефта и приехавшего из Франции Д.Тихонов, коллектив распался на две части.
         Ввиду того, что обе "враждующие" стороны категорически не хотели отказываться от первоначального названия, образовавшиеся коллективы стали называть по названию альбомов: "Н.О.М. evro" и "Н.О.М. жир".
         В дальнейшем всё сложилось хорошо. Группа по прежнему стала называться "Н.О.М.", продолжая выпускать альбомы, фильмы, книги... Жизнь продолжается... Кроме одной печальной ноты. Основатель и солист группы "Н.О.М.", актер и музыкант Сергей Кагадеев умер 9 сентября 2014 года в г.Санкт-Петербурге.






Весна

Дедушкин табак

Карлик

Настоящие мужчины

Песня неженатого парня
Планета людей
Поганый вальс

Ты ушла

Училка заболела

Фиолетовые гномы

Хватит!














Рейтинг@Mail.ru

Copyright © "Группы СССР" 2009 · © В.Володин 2009(контент) · © О.Удовенко 2011 (дизайн) · © Хостинг: Contabo

·110221