год создания - 1980
|
Таллин (Эстонская ССР)
Группа "Propeller" - одна из первых советских панк-групп, созданная в г.Таллине в конце 1980 года. Студийная работа являлась неотъемлемой частью этого проекта - первые записи делались с самого начала существования группы, а о завершении творческого процесса известило распоряжение властей о запрете группы "Propeller". Таким образом, на всю эту историю ушло несколько месяцев: с апреля до октября 1980 года. В качестве музыкального стиля был выбран не пропитанный нигилизмом британский панк, а прикольные игры соседних финнов, воспринимавших новое направление как очередную издевательскую форму интеллектуального протеста. В состав группы входили:
Урмас Алендер - вокал,
Пеетер Малков - флейта, саксофон, вокал,
Прийт Куулберг - бас-гитара,
Иво Вартс - барабаны,
Айн Вартс - гитара,
Рихо Сибул - гитара,
Пеетер Мяритс - вокал, звукорежиссер.
Все музыканты были в эстонской рок-музыке людьми достаточно известными и ранее себя уже проявившими. Вообще сама идея зарождалась на базе творчества классиков эстонского рока - группы "Ruja", в которой большинство музыкантов до этого и играла. На раннем этапе эпицентром группы являлся вокалист У.Алендер, и поначалу весь проект строился вокруг него.
Уникальным явлением в группе "Propeller" был вокальный опыт П.Мяритса, который, оставаясь одним из самых известных в Эстонии звукорежиссеров, исполнял в группе значительную часть репертуара. Интересно, что никогда после этого в подобные вокальные игры он не играл и на сцене не появлялся. Особую пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что незадолго до описываемых событий П.Мяритс устроился работать звукооператором на эстонское радио. В его распоряжении оказалась шикарная по тем временам студия с профессиональным микшерным пультом, 8-канальным магнитофоном и неплохим набором необходимого оборудования.
К студийной работе группа приступила сразу вскоре после своего рождения и в течение всего лета записывала песню за песней. Работали, естественно, ночью. На радио существовала общепринятая процедура предварительной регистрации у редактора и заказа смен на полгода вперед - причем явно не для рокового репертуара. Но ночью хозяином всего технического богатства становился П.Мяритс, и под его покровительством музыканты просачивались в студию. Единственной не до конца решенной проблемой оставались ночные вахтеры. С устрашающими пистолетами на боку они, словно призраки радиоцентра. Поэтому П.Мяритс выбирал для записи те ночи, когда на дежурстве находились более-менее сговорчивые сторожа. За ночь записывали одну-две песни и так в течение всего лета. Вообще качество альбома было настолько непривычным для эстонского рока тех лет, что по городу поползли слухи о якобы полученных из Финляндии фонограммах, на которые группа "Propeller" только наложил вокал.
…По ходу записи в группе появился новый вокалист - легендарный князь Пеетер Волконский, потомок хорошо известной в России дворянской фамилии, отец которого эмигрировал в свое время во Францию. Волконский-младший был страстным поклонником группы "Led Zeppelin" и тут же начал вносить некоторую сложность в непритязательную музыкальную палитру группы. Первоначально он дополнял У.Алендера, а потом и вовсе заменил его, причем об истинных причинах данной рокировки участники проекта не распространялись. (Судьба У.Алендера сложилась трагично: он погиб на печально знаменитом пароме "Эстония", затонувшем осенью 1994 года на пути из г.Таллина в г.Стокгольм.)
Концерты группы "Propeller" сопровождались значительными дозами алкоголя - неудивительно, что после окончания выступлений буйного по характеру Волконского попросту "доставляли" по месту жительства. Зато к студийной работе музыканты относились серьезно и студийное время ценили. Правда, на первую запись П.Малков все-таки умудрился прийти пьяным. Его посадили на стул и предложили сыграть запланированное саксофонное соло - авось что-нибудь получится. На уровне подсознания, без всякой подготовки он сымпровизировал, чем привел окружающих в неописуемый восторг. Его ликеро-водочный полет на саксофоне вошел в альбом - получился настоящий панк.
К лету 1980 года группа стала чрезвычайно популярна, и хотя песни группы "Propeller" попадали в официальную фонотеку эстонского радио лишь фрагментарно, находилось немало друзей-редакторов, которые запускали их в эфир в частном порядке. Интересен случай, когда записанная ночью "Зимняя песня" уже в полдень следующего дня прозвучала в эфире. Надо сказать, все это происходило без всяких худсоветов - в Эстонии такое было возможно. Но некоторые из работ умудрились пройти всю процедуру торжественной приемки и на несколько месяцев получили законную прописку в разрешенной к использованию фонотеке.
Веселье закончилось быстро. В сентябре во время футбольного матча между командами радио и телевидения кому-то из чиновников не понравилось поведение болельщиков, и он волевым решением запретил обещанное в конце выступление группы "Propeller". Озверевшая молодежь ринулась переворачивать трамваи и бить стекла милицейских машин. Музыкантов группы "Propeller" тут же обвинили в провоцировании беспорядков, а их записи были срочно изъяты из фонотеки. Приказом от первого октября 1980 года все треки группы были уничтожены и стерты. Частично они сохранились лишь в спецфондах под грифом "образец стиля" - как пример творимого безобразия и без права звучания в эфире. Случайно пропущенная в одну из передач песня группы "Propeller" стоила выпускавшему редактору рабочего места. А П.Мяритс еще долго ходил по кабинетам, писал объяснительные, но с работы не вылетел. (Как позже выяснилось, героическая борьба чиновников велась лишь с копиями. Оригиналы хранились у П.Мяритса дома.)
Некоторые песни группа записать так и не успела, но "в живых" остался концертный вариант их исполнения, сделанный во время Рок-фестиваля в 1980 году в г.Тарту. Одной из таких композиций была маршеобразная зарисовка "Die Voche", во время исполнения которой П.Волконский кричал со сцены по-немецки: "Die!", а публика отвечала: "Voche!" Провокация была налицо, хотя текст песни всего лишь содержал перечисление дней недели. Воспаленному однопартийному мозгу функционеров от культуры в этой композиции небезосновательно виделась аллюзия на фашистские военные марши.
Эффект от этой шумной истории группы был настолько велик, что в г.Таллине шутили: в аэропорту со всех самолетов поснимали пропеллеры, чтобы ничто не напоминало о злосчастном коллективе. Но записи то остались... Музыканты не долго думая создали новую группу "Kaseke", но уже без П.Волконского.
В 2005 году к 25-летию группы "Propeller" был выпущен CD.
|
Дискография
|
|
Die voche (Неделя)
|
Eila veel (Еще вчера)
|
Helinalg (Звуковой голод)
|
Kiisulaul (Песня котенка)
|
Mona-Lisa naeratus (Улыбка Моны Лизы)
|
Oo, kaunis naine (О, красотка)
|
Pankrannik (Припанкованное побережье)
Pankrott (Банкрот)
Peniluubi blues (Лунный блюз)
Propurrii
Punker (Пункер)
|
Talvelaul (Зимняя песня)
|
Uks sona (Одно слово)
|
Veel uks Linda (Еще одна Линда)
Vollalaul (Волшебная песня)
|
|