О сайте Правообладателям Ссылки

Главная

Новости

Поиск групп

Рок - оперы

Видео

Публикации

Гостевая

Написать































группа "Propeller"

год создания - 1980

Таллин (Эстонская ССР)

        Группа "Propeller" - одна из первых советских панк-групп, созданная в г.Таллине в конце 1980 года. Студийная работа являлась неотъемлемой частью этого проекта - первые записи делались с самого начала существования группы, а о завершении творческого процесса известило распоряжение властей о запрете группы "Propeller". Таким образом, на всю эту историю ушло несколько месяцев: с апреля до октября 1980 года. В качестве музыкального стиля был выбран не пропитанный нигилизмом британский панк, а прикольные игры соседних финнов, воспринимавших новое направление как очередную издевательскую форму интеллектуального протеста. В состав группы входили:
         Урмас Алендер - вокал,
         Пеетер Малков - флейта, саксофон, вокал,
         Прийт Куулберг - бас-гитара,
         Иво Вартс - барабаны,
         Айн Вартс - гитара,
         Рихо Сибул - гитара,
         Пеетер Мяритс - вокал, звукорежиссер.
Все музыканты были в эстонской рок-музыке людьми достаточно известными и ранее себя уже проявившими. Вообще сама идея зарождалась на базе творчества классиков эстонского рока - группы "Ruja", в которой большинство музыкантов до этого и играла. На раннем этапе эпицентром группы являлся вокалист У.Алендер, и поначалу весь проект строился вокруг него.
        Уникальным явлением в группе "Propeller" был вокальный опыт П.Мяритса, который, оставаясь одним из самых известных в Эстонии звукорежиссеров, исполнял в группе значительную часть репертуара. Интересно, что никогда после этого в подобные вокальные игры он не играл и на сцене не появлялся. Особую пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что незадолго до описываемых событий П.Мяритс устроился работать звукооператором на эстонское радио. В его распоряжении оказалась шикарная по тем временам студия с профессиональным микшерным пультом, 8-канальным магнитофоном и неплохим набором необходимого оборудования.
        К студийной работе группа приступила сразу вскоре после своего рождения и в течение всего лета записывала песню за песней. Работали, естественно, ночью. На радио существовала общепринятая процедура предварительной регистрации у редактора и заказа смен на полгода вперед - причем явно не для рокового репертуара. Но ночью хозяином всего технического богатства становился П.Мяритс, и под его покровительством музыканты просачивались в студию. Единственной не до конца решенной проблемой оставались ночные вахтеры. С устрашающими пистолетами на боку они, словно призраки радиоцентра. Поэтому П.Мяритс выбирал для записи те ночи, когда на дежурстве находились более-менее сговорчивые сторожа. За ночь записывали одну-две песни и так в течение всего лета. Вообще качество альбома было настолько непривычным для эстонского рока тех лет, что по городу поползли слухи о якобы полученных из Финляндии фонограммах, на которые группа "Propeller" только наложил вокал.
        …По ходу записи в группе появился новый вокалист - легендарный князь Пеетер Волконский, потомок хорошо известной в России дворянской фамилии, отец которого эмигрировал в свое время во Францию. Волконский-младший был страстным поклонником группы "Led Zeppelin" и тут же начал вносить некоторую сложность в непритязательную музыкальную палитру группы. Первоначально он дополнял У.Алендера, а потом и вовсе заменил его, причем об истинных причинах данной рокировки участники проекта не распространялись. (Судьба У.Алендера сложилась трагично: он погиб на печально знаменитом пароме "Эстония", затонувшем осенью 1994 года на пути из г.Таллина в г.Стокгольм.)
        Концерты группы "Propeller" сопровождались значительными дозами алкоголя - неудивительно, что после окончания выступлений буйного по характеру Волконского попросту "доставляли" по месту жительства. Зато к студийной работе музыканты относились серьезно и студийное время ценили. Правда, на первую запись П.Малков все-таки умудрился прийти пьяным. Его посадили на стул и предложили сыграть запланированное саксофонное соло - авось что-нибудь получится. На уровне подсознания, без всякой подготовки он сымпровизировал, чем привел окружающих в неописуемый восторг. Его ликеро-водочный полет на саксофоне вошел в альбом - получился настоящий панк.
        К лету 1980 года группа стала чрезвычайно популярна, и хотя песни группы "Propeller" попадали в официальную фонотеку эстонского радио лишь фрагментарно, находилось немало друзей-редакторов, которые запускали их в эфир в частном порядке. Интересен случай, когда записанная ночью "Зимняя песня" уже в полдень следующего дня прозвучала в эфире. Надо сказать, все это происходило без всяких худсоветов - в Эстонии такое было возможно. Но некоторые из работ умудрились пройти всю процедуру торжественной приемки и на несколько месяцев получили законную прописку в разрешенной к использованию фонотеке.
        Веселье закончилось быстро. В сентябре во время футбольного матча между командами радио и телевидения кому-то из чиновников не понравилось поведение болельщиков, и он волевым решением запретил обещанное в конце выступление группы "Propeller". Озверевшая молодежь ринулась переворачивать трамваи и бить стекла милицейских машин. Музыкантов группы "Propeller" тут же обвинили в провоцировании беспорядков, а их записи были срочно изъяты из фонотеки. Приказом от первого октября 1980 года все треки группы были уничтожены и стерты. Частично они сохранились лишь в спецфондах под грифом "образец стиля" - как пример творимого безобразия и без права звучания в эфире. Случайно пропущенная в одну из передач песня группы "Propeller" стоила выпускавшему редактору рабочего места. А П.Мяритс еще долго ходил по кабинетам, писал объяснительные, но с работы не вылетел. (Как позже выяснилось, героическая борьба чиновников велась лишь с копиями. Оригиналы хранились у П.Мяритса дома.)
        Некоторые песни группа записать так и не успела, но "в живых" остался концертный вариант их исполнения, сделанный во время Рок-фестиваля в 1980 году в г.Тарту. Одной из таких композиций была маршеобразная зарисовка "Die Voche", во время исполнения которой П.Волконский кричал со сцены по-немецки: "Die!", а публика отвечала: "Voche!" Провокация была налицо, хотя текст песни всего лишь содержал перечисление дней недели. Воспаленному однопартийному мозгу функционеров от культуры в этой композиции небезосновательно виделась аллюзия на фашистские военные марши.
        Эффект от этой шумной истории группы был настолько велик, что в г.Таллине шутили: в аэропорту со всех самолетов поснимали пропеллеры, чтобы ничто не напоминало о злосчастном коллективе. Но записи то остались... Музыканты не долго думая создали новую группу "Kaseke", но уже без П.Волконского.
В 2005 году к 25-летию группы "Propeller" был выпущен CD.


Дискография


Die voche (Неделя)

Eila veel (Еще вчера)

Helinalg (Звуковой голод)

Kiisulaul (Песня котенка)

Mona-Lisa naeratus (Улыбка Моны Лизы)

Oo, kaunis naine (О, красотка)

Pankrannik (Припанкованное побережье)
Pankrott (Банкрот)
Peniluubi blues (Лунный блюз)
Propurrii
Punker (Пункер)

Talvelaul (Зимняя песня)

Uks sona (Одно слово)

Veel uks Linda (Еще одна Линда)
Vollalaul (Волшебная песня)











© VladimirVol
2009

Рейтинг@Mail.ru